Модернизация образования требует
внесения корректив в образовательную практику, радикального изменения
технологических приемов и стиля общения педагогов с учащимися. Обучение должно
быть более практичным, ориентированным на деятельность.
Развитие учащихся во многом зависит от
той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения: репродуктивную или
творческую.
Сущность модульного обучения состоит в
том, что ученик полностью самостоятельно (возможна определенная помощь)
достигает конкретных целей учебно – познавательной деятельности в процессе
работы с модулем.
Модуль может выступать как программа
обучения, индивидуализированная по содержанию, уровню самостоятельности, темпу
учебно – познавательной деятельности ученика.
При модульном обучении каждый ученик
включается в активную и эффективную учебно – познавательную деятельность.
Деятельность учителя в модульном
обучении связана с организацией и управлением деятельностью учащихся по
овладению учебным содержанием. Модульное обучение дает учителю большую
возможность для индивидуального консультирования, индивидуальной помощи.
Взаимоотношения между учителем и учеником выходят на новый уровень – субъект –
субъектную основу.
При составлении модуля учитель
использует следующий алгоритм:
- формулировка темы урока;
- определение и формулировка цели урока
и конечных результатов обучения;
- разбивка учебного материала на
отдельные логически завершенные учебные элементы и определение цели каждого из
них;
- подбор необходимого фактического
материала;
- определение способов учебной
деятельности учащихся;
- отбор методов и форм преподавания;
- подготовка необходимого количества
текста технических карт урока (разработка модульного урока должна быть у каждого ученика или пары).
Учебный модуль составляется в виде
индивидуального образовательного маршрута. Четкий алгоритм действий помогает
осмыслить итоги каждого шага и выйти на запланированный результат. Работу по
модулю можно условно разделить на три этапа.
1. Подготовительный этап – более активен
учитель, он раскрывает значимость предстоящей деятельности.
2. Основной этап – активность переходит
к школьникам. Роль учителя направляющая, поддерживающая, корректирующая.
Учитель наблюдает за самостоятельной работой ребят. На индивидуальном этапе
анализирует.
3. Заключительный этап – учитель и
учащиеся анализируют и оценивают результаты работы, осваивая способы анализа и
самоанализа деятельности.
Во всех элементах модульного урока
основу составляет диалог учителя и учеников, а весь процесс учебной
деятельности обеспечивается многократно повторяющейся и варьирующей
самостоятельной работой. Новизну в методических рекомендациях составляет
материал по использованию Интернет-материалов сайта ЦОР (http://files.school-collection.edu.ru)
Использование подобных технологий
позволяет модернизировать традиционные методы обучения и помогает каждому
ученику достичь поставленных дидактических задач внутри законченного блока, что
способствует развитию исследовательских навыков, умению анализировать и
самостоятельно делать выводы. Использование компьютера на уроках повышает
наглядность обучения и вовлекает каждого учащегося в образовательный процесс.
|